Горячая линия

(8782) 21-20-78

Версия для
слабовидящих
Работа с обращениями
граждан и организаций

Профессиональная реабилитация

Прослушать

Зачем нужна профориентация инвалидам?

В силу ограничений, связанных с нарушениями здоровья, инвалидам требуется особый подход в организации учебного процесса.

Согласно ст.19 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ИПР).

Индивидуальная программа реабилитации инвалида разрабатывается специалистами Государственной службы медико-социальной экспертизы. Подросткам-инвалидам, заканчивающим 9-11 классы, в обязательном порядке при разработке профессиональной программы реабилитации проводится профессиональная ориентация. Профессиональная ориентации включает информирование подростков о различных профессиях, условиях труда в разных сферах производства, что облегчает выбор, особенно тем молодым людям, которые не смогли самостоятельно определиться в этом вопросе. Особое значение при профориентации имеет подбор конкретному подростку одной или нескольких профессий, доступных ему в соответствии с состоянием здоровья, его собственными интересами, склонностями и способностями. Для выявления индивидуальных особенностей подростков применяются специальные психологические методики, проводимые психологами службы медико-социальной экспертизы. При необходимости оказывается психологическая поддержка, особенно при общей низкой самооценке и отсутствии устойчивой направленности на профессиональное обучение. Формирование устойчивой направленности на обучение имеет существенное значение для приобретения подростками будущей профессии и повышения конкурентоспособности на рынке труда. На основании медико-экспертного заключения, результатов психологического обследования в программе профессиональной реабилитации формируется рекомендация по обучению.

Рекомендация по обучению включает:

  1. Показания к обучению в учебном заведении доступного уровня образования (высшего, среднего, начального);
  2. Специальность, по которой может обучаться подросток-инвалид;
  3. Описание организации учебного процесса и индивидуальных условий обучения (использование дистанционной, очно-заочной формы обучения);
  4. Нуждаемость в специальных программах обучения в соответствии с имеющимися ограничениями в состоянии здоровья;
  5. График обучения и сдачи экзаменов;
  6. Нуждаемость в приспособлении помещений, мебели, оборудования к возможностям инвалидов.

Использование технических средств реабилитации для обучения: звукоусиливающая аппаратура индивидуального и группового пользования - для слабослышащих, книги и материалы с укрупненным шрифтом - для слабовидящих и др.

Какие бывают виды профориентации?

  1. профессиональная информация, т.е. ознакомление с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями в квалифицированных кадрах, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку.
  2. профессиональная консультация, т.е. оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе конкретной профессии с учетом его возможностей и потребностей рынка труда.
  3. профессиональный подбор, т.е. предоставление человеку рекомендаций о возможностях, направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.
  4. профессиональный отбор, т.е. определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями.
  5. психологическая поддержка, т.е. система социально – психологических способов и методов, способствующих социально – профессиональному самоопределению, повышению конкурентоспособности и адаптивности.